Персональный сайт воспитателя Ильиной Ольги Ивановны

Консультация для родителей "Расскажем детям о Великой Отечественной войне"

  Консультация для родителей «Расскажем детям о Великой Отечественнойвойне»

         История нашейстраны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня –начало Великой Отечественной войны и 9 мая – День Победы. Семьдесят один годпрошел со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор не меркнетвеличие подвига нашего народа. Победа над фашизмом – великий урок всемпоколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже вдошкольном возрасте знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашейистории и не повторяли ошибок прошлого. Недаром О. Бисмарк говорил: « Дажепобедоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено мудростьюнарода».                                                                                                                      

           9 мая – праздник простой и в тоже время сложный для понимания детей. С одной стороны простая и понятная темаборьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была война,почему люди уничтожали друг друга.
        Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно длядетей 5-6 лет. У этого возраста есть своя специфика: ребенку не свойственнотрагическое восприятие мира из – за ограниченного детского опыта и присутствиянедостаточной сформированности временных связей. К тому же в век информационныхтехнологий у современных детей понемногу стирается грань между реальностью иигрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем многообразииконкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженныйконкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь спрактической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит черезих практическую деятельность.              

         Поэтому следует, уделить особоевнимание, на эмоциональное восприятие детьми темы войны - борьбы добра со злом.Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать. Воспринятая сердцем, всяинформация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты.
      Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме вдетских образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная работа, аименно проводятся тематические занятия, чтение художественной литературы,продуктивная, игровая, театрализованная деятельность, совместные походы вмузей. Но времени, выделенного в детском саду для совместной деятельности сдетьми на данную тему явно недостаточно. Поэтому, данная работа предполагаетактивное участие родителей не только в мероприятиях, проводимых внутри детскогосада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье.

Предлагаем примерные формы работы по изучению даннойтемы родителей со своими детьми дома:
- чтениелитературы, беседы и просмотр телепередач на военную тематику;
-рассматривание иллюстраций, семейных фотографий (бабушек, дедушек);
- словесно –дидактические игры;
- заучиваниестихотворений, пословиц, поговорок, песен на военную тему;
- участие ввыставках совместного семейного творчества;
- посещениевоенных музеев, ознакомление с памятниками, экскурсии на памятные историческиеместа (если имеется такая возможность)

            Особое внимание родителей хотелось быуделить по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями о ВеликойОтечественной войне, воспитывающими историческую память и уважение, гордость засвою Родину.

                     Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитатьребятам?
       Разумеется, самыми интересными для них будут тепроизведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как велисебя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?
         Почти все написанное для детей о войне создано вовторой половине ХХ столетия. В детской литературе для дошкольников существуетодна тема – память о Великой Отечественной войне. Редкие авторы обращаются ксобытиям военных лет непосредственно. Право на это дано не каждому , его надозаслужить. Не годятся придуманные истории о похождениях бравых солдат, легкихподвигах и быстрых победах, так увлекающие малышей. Нужна, правда – яркая,убедительная, живая. Нужен смысл, доступный маленькому читателю и в то же времядостойный того события, о котором идет речь.
           Прежде чем, знакомить дошкольников спроизведениями о войне, необходимо подготовить их к восприятию этой сложнойтемы:
-датьнебольшие сведения из истории;
-рассказатьмаленьким слушателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, о ценностии неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге каждого человека на войнеи всего народа в целом;
- говорить сними о губительном характере войны, сметающей на своем пути все живое,оставляющей после себя людское горе, выжженую землю.
И толькотогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о том,что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем временив истории страны.
Многиеавторы детской литературы на собственном опыте познали все тяготы войны и нераз пережившее ее в процессе создания художественных произведений, знали то, очем говорили читателям. Их нельзя не услышать.
      Предлагаем вашему вниманию список художественнойлитературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольноговозраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного :
-С.П.Алексеев « Рассказы из истории Великой Отечественной войны». Книгапосвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, какразвивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей,вставших на защиту столицы ;
- Е.Благинина « Шинель» - о детстве лишенном радостей по чьей – то злой воле,подрпненном войной, заставившей рано повзрослеть;
- А.Барто«Звенигород» - о военном детстве в тылу;
- С.М.Георгиевская « Галина мама». Эта небольшая повесть написана для малышей, длядошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести
- Ю.П.Герман«Вот как это было» . Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показалвойну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова,которое выходило бы за границы Мишкиного понимания.
- В.Ю.Драгунский Арбузный переулок. (в кн. "Денискины рассказы"). Отецрассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.
- А.М.Жариков « Смелые ребята», « Максим в отряде», « Юнбат Иванов».
- В.А.Осеева« Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военныегоды и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.
- К.Г.Паустовский « Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном колечке, котороеподарил ей боец.
-И.Токмакова « Сосны шумят» - о том, как война долгие годы не отпускает человека.
- Шишов А.«Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани,внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.
- Ю.Яковлев« Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике Сереже, которыйхотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни ктоиной, как родной дедушка... погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход –ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечнаяусталость.
-Л.Кассиль"Твои защитники";
- С.Михалков"День Победы".
         Конечно, это не все произведения, которые можнопрочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне,читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тотсмысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек спомощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, товпоследствии.

Пусть мирукрасит доброта
И расцветутулыбкой лица,
А слово«страшное» война
Пустьникогда не повториться!
Пусть солнцесветит над землей,
Любовьшагает по планете.
И в каждойпусть семье большой
С любимоймамой будут дети!
(М. В.Сидорова)

15 марта 2020 в 13:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.