Информационная карта проекта
Авторы проекта: воспитатель: Ильина Ольга Ивановна
Тип проекта: творческий
Вид проекта: информационно-творческий.
Срок реализации проекта (краткосрочный) – 04. 02. 19 г. - 08. 02. 19 г.
Участники проекта: воспитатель группы, дети, родители.
Проблема: что делать, чтобы научиться отгадывать и составлять загадки?
Актуальность проекта:
Развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них: воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы. Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи, т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка. Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания. Развивая умственные способности детей с тяжёлыми нарушениями речи, важно, не только просто отгадывать знакомые загадки, но и научить составлять собственные.
Цель:
Формирование умений у детей отгадывать и составлять загадки.
Задачи:
1. Учить узнавать загадку среди произведений других жанров.
2. Формировать умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.
3. Расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков.
4. Совершенствовать грамматический строй речи.
5. Развивать связную речь. .
6. Развивать произвольное внимание, зрительную и словесную память, логическое мышление.
7. Учить детей работать сообща, помогать друг другу.
8. Воспитывать любовь к родному языку.
Реализация проекта:
1 этап. Подготовительный
Деятельность воспитателя:
1. Определение целей и задач проектной деятельности.
2. Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
3. Составление перспективного плана мероприятий по формированию умений отгадывать и составлять загадки, разнообразные по тематике и структуре.
4. Изготовление наглядных карточек-схем для составления загадок.
5. Изучение методической литературы.
Деятельность детей и родителей:
1. Вникание в проблему.
2. Принятие задач.
2 этап. Основной
Деятельность воспитателя:
1. Знакомство детей с понятием «загадка», её происхождением.
2. Знакомство с народными и авторскими загадками.
3. Проведение логопедических занятий по обучению составления описательных рассказов, рассказов-сравнений по карточкам-схемам.
4. Обучение детей отгадыванию и составлению загадок по схемам, моделям.
5. Подбор народных и авторских загадок.
6. Беседы с детьми: «Что такое загадки?», «История загадок», «Какие бывают загадки?».
7. Консультация для воспитателей «Использование загадок в работе с детьми».
8. Консультации для родителей «Учите детей отгадывать загадки», «Учимся составлять загадки».
Деятельность детей:
1. Отгадывание загадок с целью закрепления и обобщения знаний по теме.
2. Объяснение, доказательство отгадки.
3. Разучивание загадок по темам.
4. Дидактические игры и упражнения на нахождение сходства и различия между предметами: «Что бывает таким же?», «Найди отличия», «Скажи по-другому», «Кто самый внимательный?», «Поиск общего», «Лишнее слово».
5. Выбор отгадки среди картинок, рисование отгадки.
Деятельность родителей:
1. Подбор загадок по лексическим темам.
2. Отгадывание вместе с детьми загадок, рассуждения о том, какие слова в загадке помогли ее отгадать.
3. Разучивание загадок с детьми.
4. Чтение детям художественных произведений, в которых используются различные языковые средства выразительности. Беседа по прочитанному.
3 этап. Заключительный
1. Презентация сборника загадок.
2. Проведение конкурса загадок.
Обеспечение проектной деятельности:
1. Методическое (планирование, сценарий конкурса, художественная и методическая литература);
2. Материально-техническое (компьютер, дидактические пособия, иллюстрации, схемы-модели, наглядный материал, оборудование для изготовления сборника загадок).
Формы работы: чтение, беседа, вопросы, объяснение, заучивание, повторение, сравнение, анализ и обобщение.
Предполагаемый результат:
1. Повышение интереса к устному народному творчеству.
2. Расширение знаний об окружающем мире, кругозора детей.
3. Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
4. Привлечение родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе детского сада.
Результат проекта:
1. Обогащение новыми словами, оборотами, выражениями;
2. Формирование первоначального интереса к устному
народному творчеству, художественной литературе;
3. Повышение уровня развития мыслительных процессов;
Продукт проектной деятельности:
1. Создание картотеки загадок.
2. Создание сборника загадок.
3. Конкурс загадок «Лучшие отгадайки».
Презентация проекта:
Презентация «Удивительный мир загадок».
Рефлексия:
Беседа и обсуждение и подведение итога по презентации «Удивительный мир загадок».
Условия и средства реализации проекта:
1. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 3-4 лет. Конспекты фронтальных занятий - М.: Издательство ГНОМ, 2011
2. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 3-4 лет . Альбом 1, 2, 3. – М.: Издательство ГНОМ, 2010.
3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (младший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. – 2017г.
4. ГурэвичЛ. М., Сомкова О. Н. Формирование приёмов умственной деятельности детей дошкольного возраста при отгадывании загадок // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. — Л., 2015г.
5. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 2015г.