Персональный сайт воспитателя Ильиной Ольги Ивановны

Проект педагогической деятельности по адаптации детей второй младшей группы к условиям дошкольного учреждения «Здравствуй, малыш!"

Пояснительная записка

 Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

 Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 3- 4 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому проект  строится на основе игровых упражнений.

шГотовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние.

Актуальность проблемы:

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается воспитатель, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Адаптация - сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребенка. Главным в этом проекте является адекватная реакция на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Период младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни - знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

- к отсутствию близких, родных людей;

- к соблюдению режима дня;

- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми людьми;

- к новым требованиям в поведении.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к различным реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление у детей. Поэтому мы решили использовать этот проект.

Цель: создание благоприятных условий  для социальной адаптации ребенка и их родителей к  условиям детского сада.

Задачи:

в сфере работы с детьми:

1. Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния  в период адаптации к детскому саду;

2. Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

3. Развивать игровые навыки, навыки произвольного поведения;

4. Обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

5. Воспитывать культурно-гигиенические навыки;

6.  Снизить уровень заболеваемости;

7.  Оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и в освоении разных социальных ролей;

В сфере работы с педагогами:

1.  разработать практические рекомендации для воспитателей по данной теме

В сфере работы с родителями:

1.  Раскрыть роль семьи в адаптации детей 3-4 лет;

2.  Познакомить родителей единым методом воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;

3. Создать условия, чтобы у родителей возникло желание принять активное участие в образовательном процессе.

4. Повышать коммуникабельность между родителями.

5. Привлекать родителей к активному участию в реализации проекта. 

Средства достижения поставленных задач:

- применение различных игр, конструирования, чтение художественной литературы, применение художественного творчества (лепка, рисование, аппликация).

Участники проекта:

  педагог – психолог, воспитатели, дети 3-4 летнего возраста, родители.

Срок реализации проекта: краткосрочный  (1 месяц - сентябрь). На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.

Работа с родителями:

1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2. Беседы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.

3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;

4.  «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;

5. Выпуск паки - передвижки, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

Работа с педагогами:

1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;

2. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;

3.  Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.

4. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

Работа с детьми:

1.  Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно без назидательства  вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня.

2. Развитие культурно-гигиенических навыков.

3.  Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.

4.  Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.

5.  Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития.

Ожидаемый результат:

1. Благоприятный адаптационный период детей данного возраста

2. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада. Привлечение родителей детей младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической службой ДОУ.

3. Повышение психолого-педагогической  компетенции родителей в вопросах воспитания,  обучения и развития детей младшего возраста в период адаптации.

4. Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

5. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап

- Определение цели и задач проекта. Составление плана реализации проекта.

-  Обсуждение плана проекта. Определение стратегии деятельности, сроков, задач, содержания и ожидаемого результата. Планирование всех этапов проекта.

-  Подбор и изучение необходимой литературы, подбор методик. Поиск путей повышения безболезненной адаптации.

- Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с родителями. Установление связи, доверительных отношений.

2. Основной этап

План реализации проекта

 

- Заключение договора с родителями;

- Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

- Анкета для родителей

- Карта наблюдения

- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;

- Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;

Август

Консультация  для родителей;

 1.«Адаптация ребенка к детскому саду»;

2. «Ваш ребенок поступает в детский сад»;

Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах.

- Игровая деятельность: «Ласковое имя»;

- Потешки «Для новичков», «При умывании», «При кормлении».

- Подвижные игры:  «Зайчики», «Поезд», «Пузырь»;

- Наблюдение за водой «Льется из крана водичка»

- Практическое упражнение « Вымой руки»;

- массаж «Грибной дождь»;

 Сентябрь

 

Консультации для родителей.

1.Консультации «Растим малыша здоровым»;

2. Консультация «Где моя большая ложка?»;

3. Консультация «В царстве упрямства и капризов;

Кризис трех лет.», «Если ваш ребенок идет в детский сад…»

 Памятки для родителей

1. «Десять заповедей родителям»,

2. «Режимные моменты в детском саду».

Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах.

- Подвижные игры: «Топ-топ»,  «Дождик и солнышко», «Прятки с мячом», «Зайка серенький сидит»;

- Чтение стихотворения «Непослушная кукла» «Мой веселый звонкий мяч»;

- Потешки «По ровненькой дорожке», «Друг веселый, мячик мой»

- Пальчиковые игры «Пальчики»,

 

- Игра-забава  «Поймай пузырь».

- Подвижная игра «Надувайся пузырь», «Мышки и часы»

- Потешки «Скачут мышки, шалунишки», «На сон грядущий»;

-  Игра «Наоборот», «Ладонь на ладонь», «Пропавший малыш»

 

 

- Чтение стихотворения А .Барто «Зайка»

- Потешки «Зайка серенький сидит», «Карусель»

- Подвижные игры «Лиса и заяц», «Иди ко мне»

- Пальчиковая гимнастика «Куда бежишь водичка», «Моем руки», «Стираем белье»

- Цикл стихотворений А. Барто «Мои игрушки», русских народных сказок: «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба»;

- настольный театр по мотивам русских народных сказок;

 

- игровая деятельность: «Чей голосок?», «Найди игрушку», «Уложим куколку Катю спать», «В гостях у куклы Кати», «Кукла Катя собирается в детский сад»

- Чтение сказок К. Чуковского «Мойдодыр», «Муха Цокотуха», «Путанница».

- Пальчиковые игры «Этот пальчик»,  « Водичка и дождик», «Лодочка», «Рыбки весело резвятся»

-  Чтение сказок  В.Сутеева, русских народных сказок «Лиса, заяц и петух», «Волк и козлята».

 

3-й этап «Заключительный»

1. Оформление проекта.

2. Разработка рекомендаций для воспитателей и помощникам воспитателя по теме проекта.

3. Подведение итога.

Используемая литература

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт. – сост. Н. В. Соколовская. Волгоград: Учитель, 2008. – 188с.

2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж. Учитель, 2004, - 236с.

3. Двойнова А. Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. - №9 – С. 61 – 68

4. Новикова Л. М., Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. - М.: Эксмо, 2008 г.

5. В. Сатир Вы и ваша семья: Пер. с англ. Р. Кучкарова. – Издательство Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2011.

6. Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребёнком. Как? – Издательство АСТ, Астрель, 2011. – 240 с

 

21 сентября 2018 в 10:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.