Персональный сайт воспитателя Ильиной Ольги Ивановны
Проект педагогической деятельности по адаптации детей второй младшей группы к условиям дошкольного учреждения «Здравствуй, малыш!"Пояснительная записка Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми. В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил. Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 3- 4 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений. шГотовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние. Актуальность проблемы: Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается воспитатель, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Адаптация - сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребенка. Главным в этом проекте является адекватная реакция на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад. Период младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни - знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым необходимо привыкнуть: - к отсутствию близких, родных людей; - к соблюдению режима дня; - к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми людьми; - к новым требованиям в поведении. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к различным реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление у детей. Поэтому мы решили использовать этот проект. Цель: создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада. Задачи: в сфере работы с детьми: 1. Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к детскому саду; 2. Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка; 3. Развивать игровые навыки, навыки произвольного поведения; 4. Обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов; 5. Воспитывать культурно-гигиенические навыки; 6. Снизить уровень заболеваемости; 7. Оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и в освоении разных социальных ролей; В сфере работы с педагогами: 1. разработать практические рекомендации для воспитателей по данной теме В сфере работы с родителями: 1. Раскрыть роль семьи в адаптации детей 3-4 лет; 2. Познакомить родителей единым методом воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье; 3. Создать условия, чтобы у родителей возникло желание принять активное участие в образовательном процессе. 4. Повышать коммуникабельность между родителями. 5. Привлекать родителей к активному участию в реализации проекта. Средства достижения поставленных задач: - применение различных игр, конструирования, чтение художественной литературы, применение художественного творчества (лепка, рисование, аппликация). Участники проекта: педагог – психолог, воспитатели, дети 3-4 летнего возраста, родители. Срок реализации проекта: краткосрочный (1 месяц - сентябрь). На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость. Работа с родителями: 1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. 2. Беседы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети. 3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду; 4. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями; 5. Выпуск паки - передвижки, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр. Работа с педагогами: 1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду; 2. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми; 3. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей. 4. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций. Работа с детьми: 1. Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно без назидательства вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня. 2. Развитие культурно-гигиенических навыков. 3. Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности. 4. Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности. 5. Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития. Ожидаемый результат: 1. Благоприятный адаптационный период детей данного возраста 2. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада. Привлечение родителей детей младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической службой ДОУ. 3. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей младшего возраста в период адаптации. 4. Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. 5. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса. Этапы реализации проекта 1. Подготовительный этап - Определение цели и задач проекта. Составление плана реализации проекта. - Обсуждение плана проекта. Определение стратегии деятельности, сроков, задач, содержания и ожидаемого результата. Планирование всех этапов проекта. - Подбор и изучение необходимой литературы, подбор методик. Поиск путей повышения безболезненной адаптации. - Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с родителями. Установление связи, доверительных отношений. 2. Основной этап План реализации проекта
3-й этап «Заключительный» 1. Оформление проекта. 2. Разработка рекомендаций для воспитателей и помощникам воспитателя по теме проекта. 3. Подведение итога. Используемая литература 1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт. – сост. Н. В. Соколовская. Волгоград: Учитель, 2008. – 188с. 2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж. Учитель, 2004, - 236с. 3. Двойнова А. Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. - №9 – С. 61 – 68 4. Новикова Л. М., Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. - М.: Эксмо, 2008 г. 5. В. Сатир Вы и ваша семья: Пер. с англ. Р. Кучкарова. – Издательство Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2011. 6. Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребёнком. Как? – Издательство АСТ, Астрель, 2011. – 240 с
21 сентября 2018 в 10:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.