Персональный сайт воспитателя Ильиной Ольги Ивановны
Рабочая программа дополнительной образоваиельной услуги познавательного- речевого развития для детей 4 - 5 лет "Говорушки"Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» города Кирсанова Тамбовской области
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения педагогов дошкольного образования Протокол №1 от 26.08.2016 года
СОГЛАСОВАНА Методическим со¬ветом Протокол № 1 от 29.08.2016 года
УТВЕРЖДЕНА приказом по школе №25 0/1 от 30.08.2016 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной образовательной услуги познавательно – речевого развития «Говорушки» для средней группы на 2016 - 2017 учебный год Воспитатель: Ильина Ольга Ивановна
Пояснительная записка Актуальность Актуальность программы заключается в том, что она обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и начальной школой. Программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников. Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 4-5 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. Таким образом, при систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности. Рабочая программа по реализации познавательно- речевого направления второй младшей группы (с 4 до 5 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на основе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: -Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). М.: Мозаика – Синтез, 2010г -Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников. Москва «ВАКО» 2007. -О.Н. Иванова «Развитие речи в детском саду» Академия развития в детском саду 2008. - Новотворцев Н. Развитие речи детей. Ярославль, 1995г. - Маханова М.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985г. М.Д.
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю Длительность непосредственно образовательной ситуации Форма организации образовательного процесса 36 1 25 минут групповая
Общие положения: Программа рассчитана на 36 часов. Формы занятий – занятия-игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки. Программа подготовки к школе строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития. Данная программа предусмотрена для детей 4-5 лет. Количество занятий – 1 раз неделю. Продолжительность –25 минут. Работа проводится фронтально или подгруппами. В программе представлен практический наглядно обучающий материал с разнообразными увлекательными упражнениям и заданиями.
Основные принципы работы: -учет индивидуальных особенностей и возможностей детей; -уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; -комплексный подход при разработке занятий; -вариативность содержания и форм проведения занятий; -систематичность и последовательность занятий; -наглядность
Цель программы: - Развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка .
Задачи программы: - развитие познавательной речевой активности; - развитие речевого общения со взрослыми и сверстниками; - развитие умений говорения и слушания; - развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих; - обогащение активного, пассивного словаря; - формирование описательной развернутой речи воспитанников; - развитие фонематического слуха, развитие звуковой культуры речи детей. Рабочая программа включает в себя: - чтение русских народных сказок и беседы по ним; - игры-драматизации; - разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; - упражнения по формированию выразительности исполнения; - упражнения по социально-эмоциональному развитию детей. Содержание курса: 1. Расширение и уточнение словаря: - введение в активный словарь новых слов и понятий; - реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций; - развитие внимания к развитию слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова. 2. Развитие грамматического строя речи: - формирование навыка согласования слов в словосочетании; - формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом (« Назови ласково»), форма числа имен существительных («Скажи со словом много»); - развитие умения употреблять предлоги в речи; - развитие умения конструировать предложения. 3. Работа над звуковой культурой речи: - развитие артикуляционного аппарата; - знакомство со звуками русского языка; - развитие умения узнавать звуки в звуковом ряду, в слове; слышать повторяющиеся согласные звуки. 4.Развитие связной речи: - рассказывание о предмете; - рассказывание о себе по вопросам педагога; - рассказывание по сюжетным картинкам, по серии картинок совместно с воспитателем и другими детьми.
Программа включает в себя взаимосвязанные интегрированные области: - развитие речи (начальные представления о языке, литературе, изобразительном искусстве, музыке, математике, социальных отношениях); -окружающий мир (предметный и природный окружающий мир и его изучение, ОБЖ); -мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство, музыка, театрализованные сценки); -основы физической культуры (спортивные занятия и игры, пластика и ритмика ролевых игр, представления о собственном теле и об уходе за ним); - познавательно- исследовательской. Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год: Продолжительность диагностического периода: Стартовая диагностика: 04.11.2016 – 17.11.2016 г. Итоговая диагностика: 21.04.2017 – 04.05.2017 г. Основные требования к уровню подготовки детей 4-5лет: Дети должны уметь: Сформированность грамматического строя речи: 1.Согласовывать слова в словосочетаниях 2. Употреблять в речи предлоги: в, на, за, под, около. 3. Узнавать и правильно произносить гласные и согласные звуки. 4. Образовывать существительные во множественном числе. Формирование словаря: 1 Реализовывать новые слова и понятия в речи 2. пользоваться словарем обобщений. 3. использовать в речи словарь признаков (по цвету, по размеру и т.д.) 4.Отвечать на вопросы взрослого. 5. рассказывать по картине совместно с воспитателем.
Ожидаемый результат: В ходе педагогической диагностики проверяется: 1.Обогащение активного и пассивного словаря детей; 2.Дети знакомятся с фольклором; 3.Осваивают невербальные средства общения; 4.Учатся выражать свои чувства и понимать чувства других; 5.Становятся более уверенными в себе, учатся преодолевать робость; 6.У детей появляется интерес к фольклору, пальчиковым играм. 7. У родителей сформированы представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений.
Методы проведения: 1. Словесный (беседа по сказкам, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр); 2. Наглядный - показ действий. 3.Действия руками ребёнка. 4. Самостоятельные действия ребёнка.
Содержание программы Перспективное планирование воспитательно - образовательного процесса по основным разделам программы
№ п/п Разделы программы Количество занятий 1 Давайте познакомимся 1 2 Русская народная сказка «Курочка Ряба» (чтение). 1 3 Перчаточный театр. 3 4 Выразительные средства (голос, движение). 10 5 Игры, драматизация. 9 6 Русская народная сказка «Без друзей нам не прожить» (чтение). 1 7 Русская народная сказка«Лисичка и заяц» (чтение). 1 8 Русская народная сказка«Теремок» (чтение). 1 9 Закрепление знаний, умений, навыков. 9 Всего 36
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Дата проведения Тема занятия Программные задачи Дополнительное методическое обеспечение Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности 1. 07.09. «Давайте знакомиться!» Знакомство с воспитателем и музыкальным залом, в котором будут проходить занятия. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Беседа, рассматривание, диалог.
2. 14.09. «Для деда и бабы курочка Ряба яичко снесла золотое» Познакомить со сказкой «Курочка Ряба». Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Рассказывание, беседа, игра. 3. 21.09. «Мы не просто ребятки, а ребятки-цыплятки» Познакомить детей с перчаточным театром. Обогащать словарный запас детей. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Пересказ, подвижная игра. 4. 28.09. «Курочка и цыплята» Способствовать развитию выразительных средств (голоса, движения). Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Подвижная игра, разыгрывание. 5. 05.10. «Забыла девочка котенка покормить» Развивать более точные имита-ционные движения. Способствовать развитию диалогической речи. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Рассказывание, беседа, подвижная игра. 6. 12.10. «Каждому хочется котеночку помочь» Развивать умение изображать зверей в движениях и голосом. Формировать четкое произношение отд. звуков. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Рассказывание, обыгрывание, элементы танца. 7. 19.10. «Волшебная шкатулка» Формировать умение подробно рассказывать. Активизировать речь и словарь детей. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Отгадывание загадок, пересказ. 8. 26.10. «Котеночек наелся молока и стал веселым он тогда» Познакомить детей с элементами игры - драматизации. Формировать четкое произношение отдельных звуков. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Подвижная игра, драматизация. 9. 09.11. «Желтый маленький комочек» Развивать умение выполнять имитационные движения в соответствии с текстом. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Отгадывание загадок, имитационные упражнения, подвижная игра. 10. 16.11. «Быстро времечко пройдет, и цыпленок подрастет» Продолжать развивать умение выполнять имитационные движения. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Рассказ, беседа, имитационные упражнения. 11. 23.11. «Волшебный сундучок» Способствовать развитию актерских данных у детей. Обогащать словарный запас воспитанников. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Отгадывание загадок, ряжение, имитационные упражнения. 12. 30.11. «Мешок с сюрпризом» Формировать исполнительские умения. Развивать умение вести диалог. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Сюрпризный момент, драматизация. 13. 07.12. «Потеряли котятки по дороге перчатки» Познакомить с новой сказкой С. Маршака «Перчатки». Формировать умение отвечать на вопрос полным предложением. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Чтение сказки, беседа, подвижная игра. 14. 14.12. «Спасибо, котятки, за перчатки!» Способствовать развитию мимики у детей. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Отгадывание загадок, мимические этюды. 15. 21.12. «Выросла репка большая-пребольшая» Развивать имитационные движения. Способствовать четкому произношению отдельных фраз и звуков. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Рассматривание, слушание, имитация. упражнения. 16. 28.12. «Тянут – тянут – вытянуть не могут!» Формировать умение выполнять имитационные движения в соответствии со словами взрослого. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Пересказ, имитационные упражнения. 17. 11.01. «Дедушке все помогали» Формировать умение работать в коллективе. Продолжать развивать умение вести диалог. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Отгадывание загадок, ряжение, имитационные упражнения. 18. 18.01. «Без друзей нам не прожить» Познакомить детей с новой сказкой «Как собака друга искала». Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Игра, рассматривание иллюстраций, беседа. 19. 25.01. «Очень жить на свете туго без подруги или друга». Совершенствовать умение двигаться в соответствии со словами текста. Развивать фонематический слух. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Рассказывание, беседа, подвижная игра. 20. 27.01. «Собачке грустно» Познакомить детей с пантомимой. Развивать артистические способности. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Рассказывание, пантомимические упражнения. 22. 01.02. «Как собачка друга искала». Вызвать желание у всех детей участвовать в драматизации сказки. Активизировать словарь детей. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Отгадывание загадок, драматизация. 23. 08.02. «Воробей клевал зерно, кот хозяйский - цап его!» Развивать умение выполнять имитационные движения согласно текста. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Сюрпризный момент, рассказывание, имитационные упражнения. 24. 15.02. «Воробей и кот» Совершенствовать мимику и жесты. Формировать речевую функцию. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Подвижная игра, рассказывание. 25. 22.02. «Хитрый воробышек обманул кота» Развивать умение активно и в такт двигаться под музыку. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Отгадывание загадок, ряжение, рассказывание. 26. 01.03. «Почему кот моется после еды» Учить детей основам драматизации. Упражнять в четком произношении отдельных звуков и фраз. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Подвижная игра, драматизация. 27. 15.03. «Лисичка и заяц» Познакомить детей с новой сказкой «Лиса, заяц и петух». Обогащать словарь детей. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Рассказывание, подвижная игра, рассматривание иллюстраций. 28. 22.03. «Каждый хочет заиньке помочь» Вызвать желание участвовать в пантомимических упражнениях. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Беседа, имитационные упражнения. 29. 29.03. «Хитрая лиса» Закреплять умение выполнять имитационные движения согласно текста. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Рассматривание, ряжение, имитационные упражнения. 30. 05.04. «Уходи, лиса, с печи!» Формировать умение и желание работать в коллективе. Совершенствовать умение вести диалог. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Отгадывание загадок, имитационные упражнения. 31. 12.04. «Лиса, заяц и петух» Способствовать развитию умения детей делать правильный выбор в своей деятельности. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкО. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду»ольников» Отгадывание загадок, драматизация. 32. 19.04. «Теремок» Познакомить детей со сказкой «Теремок». Вырабатывать интонационную выразительность речи. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Рассказывание, беседа, упражнения на развитие интонации. 33. 26.04. «Кто в теремочке живет» Совершенствовать имитационные движения. Совершенствовать фонематический слух. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Игра, рассказывание, имитационные упражнения. 34. 03.05. «В тесноте, да не в обиде» Привлечь детей для участия в игре - имитации, способствовать развитию умения двигаться в такт музыке. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Отгадывание загадок, игра - имитация, танцевальные движения. 35 10.05. «Дайте в срок, построим теремок» Закреплять умение выполнять имитационные упражнения под музыку. Продолжать работу по обогащению словаря воспитанников. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Отгадывание загадок, имитационные упражнения. 36. 17.05. 24.05 . «Ох, красивый теремок!» Провести драматизацию сказки «Теремок». Закреплять четкое произношение в речи дошкольников отдельных фраз. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» О. Н. Иванова «Развитие речи у детей в детском саду» Ряжение, драматизация.
Диагностический инструментарий: Изучение сформированности грамматического строя речи. 1. Изменение слов по числам и падежам. Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации, а затем рассказать о том, что на них изображено (используются уточняющие вопросы). - Что у девочки в руках? (кукла) - С чем играет девочка? (с куклой) - Какую игрушку отдает одна девочка другой? (куклу) - С чем играют девочки? (с куклами) 2. Употребление в речи существительных с предлогами: в, на, за, под, около. Педагог с помощью игрового оборудования создает ситуации для использования детьми в речи предлогов. - Матрешка стоит на полянке. - Матрешка спряталась за домиком. - Матрешка зашла в дом. - Матрешка спряталась под деревом. - Матрешка стоит около дома. 3. Употребление слов, обозначающих животных и их детенышей в единственном и множественном числе. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть иллюстрации с изображением животных и их детенышей, а затем назвать их. Утка – утенок Утки – утята Гусь – гусенок Гуси - гусята Кошка – котенок Кошки – котята 4. Использование в речи существительных в форме множественного числа родительного падежа. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть иллюстрации с изображением различных предметов, затем закончить предложенную педагогом фразу. - Это ленточки. Много…(ленточек). – Это сливы. Много …(слив). - Это матрешки. Много …(матрешек). - Это книги. Много…(книг). - Это груши. Много…(груш). 5. Составление предложений с однородными членами. Педагог рассматривает с детьми иллюстрации, а затем предлагает ему рассказать о том, что на них изображено. Педагог может использовать уточняющие вопросы. Например: - Девочка поставила на полку куклу, зайку, пирамидку. - Мальчик упал со стула и плачет. Оценка результатов. 5 баллов - ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно. 4 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно; допущенные ошибки исправляет при небольшой помощи педагога. 3 балла – ребенок выполняет задание при небольшой помощи взрослого; допущенные ошибки может исправить самостоятельно или совместно с взрослым; уровень сформированности представлений соответствует стандарту. 2 балла – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого; уровень сформированности представлений частично соответствует стандарту. 1 балл – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога; уровень сформированности представлений не соответствует стандарту. Формирование словаря 6. Словарь предметов. Педагог предлагает ребенку на выбор два упражнения. Оценивается выполнение одного из них. Игровое упражнение «Украсим платье». Педагог предлагает ребенку украсить платье различными деталями (воротником, длинными рукавами, карманами, пуговицами, оборкой). В процессе работы ребенок, помещая деталь в определенное место, называет ее словом (дается силуэт платья с различными деталями). Игровое упражнение «Отремонтируем машину». Педагог предлагает ребенку отремонтировать машину. Для этого необходимо на данный силуэт наложить детали машины, называя каждую из них. 7. Словарь обобщений. Материал: 25 картинок с изображением игрушек, одежды, обуви, посуды, мебели (на каждое понятие по 5 картинок). Педагог показывает ребенку картинки одной серии, предлагая назвать каждый из предметов, а затем подобрать для них одно общее слово. 8. Словарь признаков. В предварительной работе педагог с подгруппой детей рассматривает разнообразные предметы, обращая особое внимание на их цвет, форму, размер, материал изготовления в сравнении друг с другом. Игровое упражнение « Похвали зайчишку». Ребенку предлагается похвалить зайчишку (подобрать как можно больше определений). При затруднениях детей педагог может им помогать вопросами: «Какой зайчик по цвету, размеру? Какая у него шерстка?, Как про него можно еще сказать? Оценка результатов При выполнении задания №6 и №7 баллы выставляются за целиком выполненные задания. 5 баллов – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно. 4 балла - ребенок выполняет задание самостоятельно; допущенные ошибки исправляет при небольшой помощи взрослого. 3 балла - ребенок выполняет задание при небольшой помощи взрослого; допущенные ошибки может исправить самостоятельно или со взрослым; уровень сформированности представлений соответствует стандарту. 2 балла - ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого; уровень сформированности представлений частично соответствует стандарту. 1 балл - ребенок не выполняет задание даже при непосредственной помощи педагога; уровень сформированности представлений не соответствует стандарту. При оценке задания №8 1 балл ставится, если ответ отсутствует или он не соответствует семантическому полю предъявляемого слова; 2 балла - ребенок при непосредственной помощи называет 1-2 определения; 3 балла - ребенок самостоятельно подбирает 1-2 определения; 4 балла - ребенок подбирает более 2-х определений с незначительной помощью педагога; 5 баллов - ребенок подбирает более 2-х определений самостоятельно.
Диагностическая карта
№ п\п Фамилия, имя ребенка Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5 Задание №6 Задание №7 Задание №8 Средний балл н к н к н к н к н к н к н к н к н к 1 Атажонова Екатерина 2 Боброва Екатерина 3 Варлашкин Матвей 4 Козлова Мирослава 5 Кожарина Анна 6 Коньшина Елизавета 7 Назарова Ева 8 Панферов Олег 9 Платонова Полина 10 Проскурин Дмитрий 11 Свинцова Дарина 12 Устинова Софья 13 Фролова Ксения 14 Широкова Карина 15 Щербинин Дмитрий 16 Яичникова Анна 17 18 19 20 21
Условия реализации: Материально-технические: иллюстрации, карточки с рисунками, раздаточный материал, книжный уголок, плакаты, цветные карандаши, интерактивная доска, настольный театр, перчаточный театр. Программно- методические: -Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991г. -Новотворцев Н. Развитие речи детей. Ярославль, 1995г. - Маханова М.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985г. М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М., 2009г. -Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985г. Педагогические: дидактические игры, беседа, сюжетный рассказ, игровые упражнения, просмотр и обсуждение, оформление выставок, рассматривание и обсуждение , предметные картинки по темам, лото (предметные картинки).
23 сентября 2016 в 23:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.