Персональный сайт воспитателя Ильиной Ольги Ивановны

Консультация: «Художественное восприятие изобразительного искусства детей дошкольного возраста»

Восприятие - процесс целостного отражения в сознании человека предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств. Восприятие является одним из основных средств познания человеком окружающего мира и тесно связано с ощущениями, мышлением, памятью, вниманием, воображением, речью. Детское восприятие должно протекать целостно "Красота сама собой влияет на душу, - замечал В.А.Сухомлинский, - и не требует разъяснения. Мы любуемся цветком розы как бы единым целым, и красота была бы разрушена, если бы мы отрывали от листка лепестки и анализировали, в чём сущность красоты". Самым сложным в работе по развитию детского восприятия является то, что её нельзя заключить в какие-то временные рамки жизни детского сада, тем более сформировать только в процессе обучения на занятиях по изобразительной деятельности. Эту задачу можно решить лишь при условии целенаправленного воспитания чувства прекрасного самим опытом восприятия природы. Так, каждый воспитатель при желании и соответствующем умении может вызвать у детей эмоциональный отклик на любое состояние погоды. Вместе с ним дети могут радоваться солнцу, дождю, туману и ветру. Малыши "ловят" солнечных зайчиков и "собирают" капли дождя, смотрят сквозь листок тополя на знакомый участок и видят его зелёным волшебным царством и многое другое. Важно, чтобы детскому восприятию предшествовало взволнованное удивление и радостное внимание взрослого ("Какие красивые цветы!", "Какая замечательная зелёная травка!"). Но самое главное, что должно присутствовать в работе педагога с детьми, - это умение самому удивляться и радоваться. Ведь именно эмоциональный отклик взрослого ("Как красиво!") выводит сознание ребёнка за пределы обыденности и включает в эстетическое отношение. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделения свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. (2) Изучив литературу, подходы авторов по исследованию восприятия дошкольниками художественных произведений, я пришла к выводу - дети дошкольного возраста по-разному воспринимают художественные произведения. Простота, лаконичность графики позволяет детям даже младшего дошкольного возраста схватывать главное, определять сюжетную линию. Живопись требует длительного сосредоточения, рассматривания деталей картины, для того чтобы понять особенности образов. Поэтому знакомство детей с изобразительным искусством рекомендуется начинать с книжной графики, и прежде всего иллюстраций детских книг, выполненных известными художниками: В. Лебедевым, Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е Чарушиным и др. Дети 3-4 лет, воспринимают картину, как правило, еще не выделяют эстетические качества, их привлекают способы изображения («потому что рисовали красками»). Осознать и выразить в словах свои эмоции, вызванные элементарными эстетическими качествами изображаемых предметов, ребенок в этом возрасте не может. Но именно эти качества его привлекают, воздействуют и вызывают радостные переживания. Для малышей важен процесс узнавания в иллюстрации или картине знакомого предмета, им свойственна реакция на рефлекс «Что такое?». Пейзажная живопись, близкая детям по их наблюдениям природы, оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие, что при восприятии пейзажей проявляется в речи. Дети находят свои поэтические образы для характеристики воспринимаемого явления, используя метафоры, сравнения и другие средства выразительности. Образная речь является показателем этического переживания. Для развития эстетического восприятия ребенком предметов и явлений окружающей природы, а на их основе – натюрморта и пейзажей в живописи, можно использовать музыку, чтение стихотворений А.С. Пушкина, И.А Бунина, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина и др. Основная задача, которую решает воспитатель младшей группы, - вызвать интерес и желание рассматривать иллюстрации к книгам, называть изображенные предметы. В средней группе стоит задача – через восприятие иллюстрации ввести детей в мир условных, графических образов, объяснить и показать, как одни и те же предметы по-разному изображают художники. На одних рисунках видны яркие линии, на других форма предмета выделяется цветным пятном. Детей можно спросить: о ком или чем художник рассказывает в рисунке? Что делает (делал) и что собирается делать тот, кто изображен на картине? Как можно узнать, что он стоит, бежит, сидит и т.д.? Вопросы привлекают внимание детей к изобразительным средствам, которыми пользуется художник: расположение предметов на плоскости листа бумаги, передача движений, характера образа (добрый, злой, жадный и т.п.). При этом важно подкреплять, дополнять выразительность образа отрывками литературного произведения, которое иллюстрирует художник. В старшей и подготовительной группах продолжается работа по освоению художественного опыта. Старшие дошкольники в условиях систематической работы по ознакомлению с картиной выделяют нравственную, познавательную, эстетическую ценность ее содержания. Понимание социальной значимости ее смысла развивается от неосознанного расчлененного восприятия, основанного на выделении отдельных деталей без их взаимосвязи со средствами выразительности, к адекватному осмыслению содержания, мотивированному логическими связями и средствами выразительности. Детям раскрывают сюжет картины, говорят о динамике созданных образов, композиционных основах, например,объясняют, как художник показывает удаленность предмета или его заслоняемость другими предметами. Рассматривание пейзажных работ способствует воспитанию у дошкольников эстетического отношения к природе. Натюрморты вызывают у ребят чувство удивления, интерес к красоте простых окружающих предметов. Портреты помогают детям увидеть черты прекрасного в близких людях. С большим чувством воспринимаются детьми картины батальной живописи. При отборе произведений живописи учитываются доступность содержания, особенности колористического решения. Кроме того надо создать условия для многократного наблюдения и рассматривания произведений. Вывод: художественное восприятие произведений изобразительного искусства требует большой предварительной работы, подготовленности, высокой специальной и общей культуры педагога. Проблема восприятия изобразительного искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста имеет важное педагогическое значение. Возможность педагогического «руководства» восприятием исследовалась в области высшей психической деятельности (Б. Т. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Самарин, Б. М. Теплов и др.), и было доказано, что способность к адекватному художественному восприятию может быть сформирована в детском возрасте. Детское восприятие обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать при организации педагогической работы в области художественно-эстетического развития. В психологических исследованиях (А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.) отмечается, что «восприятие человека зависит от его опыта общения с объектами внешнего мира, поэтому оно различно у взрослых и детей, обладающих неодинаковым опытом».
21 марта 2016 в 20:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.